«У них есть будущее?!»

 
 

«Добрый мир» провёл исследования по вопросам трудоустройства людей с ментальными нарушениями

Эксперты «Доброго мира» провели анкетирование родителей участников трудовых мастерских, а также опрос среди работодателей – представителей бизнеса, руководителей предприятий и т.д. по вопросам трудоустройства людей с ментальными нарушениями. Теперь мы хотим поделиться итогами.

Одна из главных целей реализуемого фондом «Добрый мир» проекта «Потенциал» — профориентация, диагностика, обучение необходимым навыкам для трудоустройства молодых людей (14-40 лет) с ментальными нарушениями. Именно для этого у нас, например, и работают ремесленные мастерские. Однако задача трудоустройства людей с инвалидностью и ментальными нарушениями – очень непростая. И, как показывают результаты наших исследований, дело не только в том, что работодатели не готовы взять особенных сотрудников, но и в том, что родители не владеют информацией, куда можно было бы трудоустроить ребёнка с ментальными нарушениями, с их стороны нет инициативы в этом направлении, но есть  страх за своих детей.

Родители

Мы опросили 39 респондентов – это родители, чьи дети имеют ментальные нарушения и обучаются в наших мастерских. Интересно, что большинство респондентов (52%) считают, что у особенных людей есть возможность работать, 30% выражают сомнения или указывают на зависимость от степени нарушения. И только 15% ответили категорично несогласием. Более того, большинство респондентов хотят, чтобы их дети работали (64.1%), но здесь возникает другая проблема: низкий уровень готовности самих ребят к трудоустройству (сообщило 66.7% опрошенных).

На диаграмме видно, что только пятая часть наших молодых людей учились в колледже, но по опыту знаем, что кто-то не закончил, кто-то получил профессию, совершенно ему не подходящую (а другой возможности просто не было). Также среди причин, делающих недоступность работы: ограничения по здоровью, необходимость в сопровождении и контроле, отсутствие подходящих вакансий. Так, 78,9% респондентов считают, что на рабочем месте необходимо создать специальные условия (например, визуальное расписание, таймер и так далее), ещё больше родителей подчеркнули, что дети нуждаются в сопровождении во время выполнения своих обязанностей (89,5%). Только два участника наших мастерских фактически работают.

А вот на вопрос — «Знаете ли вы или ваш ребенок, куда он может трудоустроиться?» — 89,7% респондентов ответили «нет»! При этом причины разные: у многих родителей нет активности в поиске информации либо же отсутствуют её источники как таковые в целом.

И главное — 76,9% родителей выразили готовность участвовать в процессе подготовки ребёнка к трудоустройству и оказывать помощь в его работе.

Мы предложили родителям представить, что их ребёнок ходит на работу, и описать, какую роль она играет в жизни ребёнка и семьи в целом. И вот какие получили ответы: он станет более самостоятельным; у него появится вера в себя; он будет полезным обществу; он развивается; он зарабатывает; он чувствует себя наравне с другими людьми, как все; он общается; повысится самооценка; у него есть будущее; я буду счастлива!

Для себя мы сделали выводы по итогам анкетирования для дальнейшего направления и стратегии развития нашей деятельности: необходимо повышать информированность и активировать инициативу среди семей в поиске возможностей трудоустройства; нужны дополнительная подготовка и поддержка для развития необходимых навыков и уверенности у детей с ментальными нарушениями.

Работодатели

В соцопросе приняли участие 40 человек. Выяснилось, что большинство опрошенных знакомы с понятием ментальных нарушений, однако процент тех, кто не имеет об этом представления, довольно высок – 40. Подавляющее большинство респондентов (90%) не имеют личного опыта работы с особенными людьми, и ещё больше человек (95%) никогда не трудоустраивали работников с ментальными нарушениями. При этом выразили готовность взять на работу человека с ментальными нарушениями 35%. И это неплохо на фоне предыдущих показателей. И всё же более половины – 65% — признались, что не готовы к подобному шагу.

Большинство респондентов указали, что на их предприятии нет подходящих специальностей для людей с ментальными нарушениями из-за условий работы и техники безопасности.

При ответе на вопрос — «Какие специальности на вашем предприятии подойдут человеку с ментальными нарушениями в наибольшей степени?» — получился следующий список: сборщик; помощник руководителя по хозяйственной деятельности; делопроизводитель; дворник; швея; кладовщик; библиотекарь; художник; уборщица; сотрудник ПТО; помощник кладовщика; менеджер по Авито; администраторский функционал (если есть навыки). Большинство либо затруднились ответить, так как нет понимания, какие специальности могут подойти особенным людям.

Радует, что всё-таки потенциальные работодатели указали формы поддержки, которые они готовые оказать, чтобы помочь людям с ментальными нарушениями адаптироваться:

  • свободный темп работы;
  • индивидуальная норма выработки;
  • работа по инструкции;
  • упрощенные рабочие инструменты;
  • организация рабочего пространства;
  • сопровождение на рабочем месте.

Выводы таковы: значительная часть опрошенных выразили мнение, что не готовы предоставлять такую помощь. Значит, необходима дополнительная информация и обучение по адаптации рабочих мест для людей с ментальными нарушениями, обеспечение безопасных и комфортных условий труда.

Comments are closed.