Проект «Я здесь. Я с вами. Я сам». Развитие важнейших жизненных компетенций (навыков) у детей и молодых взрослых с ментальными нарушениями

 

01.07.2022 — 31.12.2023

Описание проекта, цели и задачи

Целью данного проекта являлось комплексное развитие важнейших жизненных компетенций (навыков) у детей и молодых взрослых с ментальными нарушениями как необходимого условия максимально возможной самостоятельной жизнеспособности путем организации разнонаправленных видов занятости. Идеей проекта было обеспечение участников продуктивной дневной занятостью вне дома, в рамках которой ребята смогут расширить свои социальные связи, развить трудовые, социально-бытовые и коммуникативные навыки, получат возможность творческой самореализации. В дальнейшем именно эти навыки станут основой для следующего этапа реабилитации — сопровождаемого проживания или трудоустройства.

Используемая в проекте модель позволяет обеспечить два взаимодополняющих условия: формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения. Для этого специалисты Фонда разработали индивидуальные маршруты каждого участника, расписание, произведена адаптация материалов и рабочего места. Каждый участник в соответствии со своими возможностями обучался по двум направлениям: развитие трудовых навыков в формате Ремесленных мастерских и различные формы групповой и индивидуальной работы для развития социально-бытовых и коммуникационных навыков. Конечной целью оказания помощи людям с ментальною инвалидностью является повышение качества жизни (повышение уровня самостоятельности; возможность устанавливать социальные отношения; возможность учиться и работать; доступ к активному отдыху и досугу).

Социальная значимость данного проекта заключалась в том, что ребенок и взрослый с ментальными нарушениями приобретает новые жизненные компетенции, обеспечивающие ему новый этап функциональной независимости, дает возможность развивать новые (более сложные социальные и бытовые) навыки, а также поддерживать на должном уровне уже ранее приобретённые умения. В целом, участники проекта имели возможность до 4 часов находиться на занятиях 6 дней в неделю.

Задачи проекта: развитие трудовых навыков в формате ремесленных мастерских; развитие коммуникативных и социально-бытовых навыков в формате групповых встреч, праздничных мероприятий и индивидуальных консультаций.

Целевая аудитория

Дети и молодые взрослые с ментальными нарушениями от 14 до 30 лет, воспитывающиеся в семье, проживающие на территории города Тверь или Тверской области.

Итоги реализации:

Основные количественные результаты:

  • Общее количество участников проекта – 500.
  • Всего за проект 4462 человеко-посещения (ремесленные мастерские, групповые встречи и индивидуальные консультации).
  • Количество занятий в ремесленных мастерских – 621.
  • Количество участников ремесленных мастерских – 66.
  • Количество участников ремесленных мастерских – 60
  • Количество направлений деятельности в ремесленных мастерских – 4 (вязание, шитьё, керамика, добавилось свечеварение).
  • Количество освоенных видов изделий – 18.
  • Количество единиц закупленного оборудования для мастерских – 22, для групповых встреч – 12.
  • Количество групповых встреч – 395 (АФК, социально-бытовые навыки, текстильная кукла, арт-терапия, лоскутное шитьё, ИЗО).
  • Количество индивидуальных консультаций – 158.
  • Количество участников семинаров – 26.
  • Количество проведённых праздничных мероприятий – 3.
  • Количество диагностических собеседований — 116.

Основные качественные результаты:

  1. В результате реализации проекта были достигнута поставленная цель: комплексное развитие жизненных компетенций (навыков) у детей и молодых взрослых с ментальными нарушениями как необходимого условия максимально возможной независимой и самостоятельной жизнеспособности путем организации разнонаправленнных видов деятельности.
  2. Благодаря созданной продуктивной занятости ребята расширили социальные связи (научились поддерживать друг друга, организовались несколько кругов общения, готовили и выступали с подготовленным танцевальным номером), развили трудовые, социально-бытовые и коммуникативные навыки (за проект 61% освоения навыков).
  3. Четверо ребят продолжают проходить трудовую практику в организации – партнере фонда.
  4. Разработаны формы оценки навыков участников.
  5. Ребята, участники проекта, посещали музей Тверского вагоностроительного завода, пожарно-спасательную часть №4, баскетбольные матчи БК «Тверь», Музей Тверского быта и др. Прошёл праздник спорта на гребной базе на Тверце, участвовали в гонках на «Драконах» на Областном спортивном фестивале «Я здесь» и в др.
  6. Для каждой мастерской разработали по 10 ключевых навыков, а также составили перечень действий, которые осваиваются на занятии. В общей сложности было разработано 2006 действий (по всем оценочным листам).

Comments are closed.