В благотворительном фонде «Добрый мир» занимаются талантливые дети и взрослые, которые, несмотря на ограничения по здоровью, могут раскрыть свой потенциал и реализовать себя в обучении и творчестве. Поэтому мы и говорим – люди не с ограниченными возможностями, а с повышенными потребностями. Сегодня мы расскажем об одном из наших ребят.
Илье Матвееву 29 лет. У него с полутора лет диагностировали эпилепсию. Заболевание серьёзное, требующее постоянной медикаментозной терапии и наблюдения врачей. Однако болезнь не помешала Илье учится, заниматься творчеством, реализовывать свой потенциал как художника, несмотря на дальтонизм, а также стать талантливым чтецом поэзии и занимать первые места на различных конкурсах.
Илья закончил 11 классов в 39 школе, затем учился в Тверском колледже сервиса и туризма, правда, по технической специальности, которая ему не пригодилась в жизни и которую ему предложили как единственно возможную, а потому обучение не закончил и трудоустроиться не может.
Сейчас молодой человек успешно занимается в ремесленных мастерских проекта «Потенциал»* тверского Благотворительного фонда «Добрый мир». Он уже три года посещает занятия по нескольким направлениям: вязание на станке «Ивушка», гончарная мастерская, ткачество. Илья говорит, что ему нравится всё – и на станке половики ткать, и на гончарном круге работать и лепить из глины, но больше всего – вязать.
— Потому что я могу уже сам связать разные вещи для мамы, чтобы ей было тепло, и она не замёрзла. Так, связал ей жилет. А старшему брату связал разноцветный стильный шарф. Он теперь его надевает, когда лекции читает.
Старший брат Юрий подарок оценил и пошутил, что теперь к образу нужно существенное дополнение – курительная трубка или …кошка. И завёл кошку Малинку, за которой Илья ухаживает, когда брат в отъезде.
— Мы недавно были в краеведческом музее в Торжке. И там в экспозиции стоял старинный ткацкий станок, на котором ещё наши прабабушки работали. А Илья подошёл и говорит: «А я знаю эти станки, могу на нём половик соткать». Вот так! Он сейчас умеет делать то, что не умеем мы – благодаря занятиям в мастерских фонда «Добрый мир», сам научился ремёслам, — говорит мама Елена Матвеева.
Илья – натура творческая: он очень любит живопись и сам рисует с натуры маслом, карандашом. Причём, больше всего нравится создавать чёрно-белые графические зарисовки. И если маслом, по классике жанра, Илья пишет пейзажи с видами реки или храмов и натюрморты с фруктами и вазами, то карандашом предпочитает создавать в своей особенной манере портреты, образы для которых берёт с фотографий известных людей. Получается весьма необычно и интересно, что-то наподобие шаржей. И в нарисованных лицах угадываются черты, например, Есенина, Эйнштейна…
— Я сам учусь рисовать, смотрю видеоуроки в интернете, читаю пособия. Начинал с картин по номерам, затем делал картины из «алмазной мозаики». Затем уже начал пробовать сам рисовать, — рассказывает Илья.
Поэзий Илья увлёкся ещё в школе – там начал принимать участие в конкурсах чтецов. С годами увлечение только возрастало.
Работа над декламацией идёт поэтапно: сначала — заучивание текста, осмысление, затем уже вместе с мамой Илья работает над артистической интерпретацией стихотворения: расстановка логических и интонационных ударений, пауз; передача особого ритма поэтических строчек; жесты и мимика и т.д.
— Когда я читаю стихи, мысленно представляю различные картины и образы, о чём говорю. Как бы пропускаю всё через себя, мне надо прочувствовать строки. У самого, как говорят, «мурашки бегут». Перед выступлением я волнуюсь, раньше не переживал, а сейчас перед выходом на сцену чувствую волнение, с которым учусь справляться и настроиться на нужный лад.
Ежегодно Илья читает стихи на конкурсах различного уровня и по разным тематикам и занимает призовые места: «Путь к успеху», «Абилимпикс», в он-лайн мероприятиях. Чаще всего это стихотворения местных тверских поэтов, или, например, «Лабиринт» Ирины Самариной. Одно из любимых – стихотворение «Кабулково» Владимира Львова.
— Слушатели и зрители очень хорошо принимают выступления сына, слово «хорошо» даже не уместно. Люди так проникаются его чтением, что иногда просто до слёз, плачут. Он очень артистичный, чувственный, — добавляет Елена.
Илья вполне самостоятелен, активно помогает маме по дому: убирается, стирает, может приготовить разные блюда, папе помогает мыть машину, летом трудится на даче – пропалывает грядки на огороде, собирает урожай, ухаживает за деревьями и рассадой. В общем, скучать ему и сидеть без дела некогда.
— Я хочу сказать слова благодарности всем педагогам и специалистам «Доброго мира». Они просто потрясающие – я никогда не встречала такого отзывчивого отношения к особенным ребятам, такого понимания, терпения и сопереживания. На встречах с экспертами нам дали очень много ценной и полезной информации, советов по безопасности, по корректировке поведения и много чего на первый взгляд элементарного, но что нам не приходило в голову. Даже пришло понимание, что мы упустили время по своему незнанию, — добавила Елена.
Специально для наших читателей и подписчиков Илья прочитал стихотворение «Каблуково».
*Проект «Потенциал» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.