Обучение ребенка в школе не является обязательной формой получения образования

 

28 января 2011 г. прошла очередная встреча Родительского клуба замещающих семей. Основной темой на этот раз стало обсуждение ст. 10 ФЗ «Об образовании» о возможных формах его получения, а главное семейного образования.

С учетом потребностей и возможностей ребенка обучение на дому может осуществляться как по необходимости (по медицинским показаниям), так и по желанию родителей. И такая форма обучения называется «Семейным образованием». В процессе семейного образования все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь  для прохождения итоговой аттестации.

Тема вызвала живой интерес. Родители стали вспоминать: как их ребенок чувствовал себя, придя в начальную школу, как успевал в учебе. Рассказывали разные истории.

В ходе нашей беседы несменный ведущий клуба — профессор Анисимов Владимир Петрович, чья профессиональная деятельность напрямую связанна с детской психологией и образованием – рассказал, что на сегодняшний день эта практика получает более широкое распространение уже не только на детей с особенностями развития, но и на всех, кто просто считает, что такая форма обучения лучше подходит для его ребенка. Ведь, главными людьми в жизни ребенка являются его родители, а значит, им решать, где и как его учить – об этом говорит и простой здравый смысл, и закон. В статье 63 Семейного кодекса РФ о воспитании и образовании детей написано: «родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами». О правах родителей непосредственно в сфере образования сказано в пункте 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании»: родители «имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка». А в пункте 4 той же статьи говорится: родители «имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».

В результате обсуждений родители пришли к некоторым выводам, как к положительным, так и не очень. Если у ребенка есть психологические особенности, такие как: синдром дефицита внимания, гиперактивность и т.п., то для того ребенка с большей вероятностью можно предложить форму семейного образования. Так как сегодняшняя система образования и качество педагогического состава не готовы предложить такому ребенку качественное доступное именно для него образование. Так же сказать «да» семейному образованию целесообразно в следующих случаях:

— опережающее развитие ребенка по сравнению со сверстниками (можно конечно перевести ребенка в старшие классы, но тогда, возможно,  он будет отставать от одноклассников в физическом и психологическом развитии).

— ребенок серьезно занимается каким-либо видом спорта или учиться в музыкальной школе, планируя продолжить свою обучение в этом направлении и в дальнейшем.

— ребенок не может построить взаимоотношения с учителями или одноклассниками.

Среди минусов, главным является недостаточная социализация ребенка: отсутствие возможности широкого общения со сверстниками, и детьми старшего поколения, да и с другими педагогами, исключение участия из жизни школы.

В ходе работы клуба была затронуто и такое понимание вопроса, как необходимое ограждение ребенка от вредного влияния школы, а также многие другие интересные каждому заботливому родителю аспекты воспитания детей.

Каждый ребенок индивидуален, а поэтому и подход к нему должен быть индивидуальным. Каждый родитель должен решить для себя что школа сумеет дать их ребенку, ведь для большинства школ важно чтоб ребенок посещал учебное учреждение и успевал по общей программе, а на сколько ребенок чувствует себя комфортно в стенах школы и полностью ли раскрыт потенциал ребенка  должны видеть родители.

Comments are closed.