Методика альтернативной коммуникации: PECS. Наши дети и их достижения.

 

Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, массу ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, благотворительный фонд «Добрый мир», как только это стало возможным, возобновил занятия по альтернативной коммуникации для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

Этот уникальный проект реализуется при грантовой поддержке Правительства Тверской области.

Главная проблема таких детей — они не могу выразить свои желания, свои потребности. Ребенок не может сказать, показать, что он хочет. Мама, папа не понимают его. Он нервничает, плачет, кричит. И если даже родители смогут приспособится, то дальше, в социуме, при взаимодействии с незнакомыми людьми, у детей возникают фактически непреодолимые трудности. Для того чтобы приспособить детей с ментальными нарушениями к дальнейшей жизни в обществе, существуют определенные методики по альтернативной коммуникации.

Одна из таких систем – PECS. Это распространенный метод альтернативной коммуникации для невербальных детей и взрослых. Система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с нарушениями —некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь. 

Расскажем вам о достижениях некоторых наших подопечных.

Саша М.

У Саши синдром Дауна. Мальчик пытается говорить, но его речь не понятна окружающим. Часто возникают сложности в понимании его желаний, потребностей.

Благодаря нескольким коммуникативным курсам, которые Саша прошел с нами, он уже владеет уверенным уровнем использования карточек PECS. Поэтому на последнем курсе занятий специалист и родители сделали акцент на том, чтобы  расшить словарный запас Саши для возможности его включения в общение среди сверстников во время игр. Были введены конструкции «Я слышу», «Я вижу» и другие.

Теперь Саша может быть часть команды! Он может прокомментировать то, что видит или слышит. Попросить то, что желает. А значит может почти беспрепятственно включаться в общение и игры с другими детьми.

Это очень ценный опыт, который дает Саше и его родителям новые возможности для коммуникации, для дружбы и нового уровня жизни в целом!

Лев Д.

У Льва тяжелое генетическое нарушение, проявляющееся во всех когнитивных функциях. Мальчик совсем не говорит.

Но всего за несколько месяцев занятий, ребенок стал уверенно просить любимую еду (сок, хлеб), а также любимые игрушки. Ему очень нравится собирать пазлы и играть с магнитными деталями конструктора.

 Дома у ребенка родители отмечают улучшение эмоционального состояния и поведения.

Александра К.

У Саши расстройство аутистического спектра (РАС). Девочка проходит у нас уже второй курс занятий.

Саша может говорить, но, после первого курса, владела только одной вводной конструкцией-  «я хочу». Задача специалиста и родителей была добиться еще большего успеха, и ввести в обиход Саши другие конструкции, расширить словарный запас девочки в целом.

За время занятий второго курса, Саша научилась, опираясь на внешний вид предмета, активно использовать в своей речи признаки предметов (например цвета). Её речь стала более целенаправленной и понятной, теперь она может не только попросить какой-то предмет, но и сказать, что она видит или слышит.

Саша стала более усидчивая, дома улучшилось поведение, стало меньше истерик. Занятия самым положительным образом сказываются на развитии ребенка в  целом.

«Словесные» инструкции она не понимает. Но зато теперь, если маме нужно объяснить дочке что-то новое, то она всегда можно брать и использовать карточки, как подсказки. Так Саша очень быстро понимает и запоминает информацию.

Конечно, данная методика требует огромного терпения, как со стороны родителей, так и специалистов, занимающихся с ребенком. Именно занятия по альтернативной коммуникации и составили основу проекта, который мы реализуем.

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

Благодаря работе специалистов фонда и самоотдаче родителей занятия по системе PECS помогают нашим подопечным детям расширить свой кругозор и научиться выражать свои просьбы невербально с помощью карточек, а кому-то в дальнейшем и вербально с опорой на карточки.

Семьи, занимающиеся по системе PECS получают индивидуальные наборы методических пособий, разработанные под каждого ребенка. В него входит коммуникативная книга, коммуникативная доска, визуальное расписание, библиотека карточек.

Надежда мама Саши М. в своем письме написала нам такие теплые слова: «Благодарю благотворительный фонд «Добрый мир» и его специалистов за то, что вывели на новый уровень наши возможности взаимодействия с невербальным ребенком, стимулировали речь Саши с помощью средств визуализации. И за то, что помогаете нам с каждым занятием развивать все больше новых навыков!».

Мы в свою очередь благодарим родителей наших особенных детей за то, что у них мы можем каждый день учиться как быть терпеливым, сопереживающим, сильным духом, ценить каждый миг, радоваться мелочам и по — настоящему любить жизнь!

Comments are closed.