Перефразированная цитата немецкого классика «Талантливый человек талантлив во всём» стала уже банальностью, но от этого не потеряла своей правоты, потому как жизнь нам подкидывает всё новые примеры этого постулата. Юрий Турков – мастер-гончар, геолог, дизайнер, художник, преподаватель, музыкант, причём многое он постигал сам, про таких говорят – самоучка. Но, пожалуй, самый главный талант Юрия Николаевича – умение делать добро и помогать людям, искать и находить силы для вдохновения и волонтёрства, невозможность оставаться равнодушным к чужой беде. Юра – это просто какая-то квинтэссенция добра.
Учитель
Юрий Турков наш земляк, родился в городе Калинине (Твери), куда семья переехала, так как отец был военный, и последним местом службы стало наше суворовское училище. Казалось бы, сыну была прямая дорога в суворовцы, но нет — мама была против. И всё-таки сначала Юра решил связать свою жизнь с карьерой военного – после окончания тверской школы №39 поступил в Рязанское высшее военное училище связи.
Во время учёбы пришло понимание, что «это не моё», и вернулся на гражданку, получил три! высших образования (техническое, геолого-разведывательное и педагогическое), параллельно работал в конструкторском бюро, где пришлось заниматься не только собственно конструкторской работой, но и моделированием, и дизайном, и программированием, и даже эстетикой. Удалось поработать геологом и побывать в экспедициях, например, в Заполярном круге.
Сейчас Юрий Николаевич преподаёт промышленный дизайн и креативное рисование в Детском технопарке «Кванториум».
— Мои ребята делают просто потрясающие проекты: светильники, макеты зданий, игры, машины, двигатели… При этом они овладевают различными навыками и материалами: рисование, скульптура, моделирование, 3-D печать, гравировка, керамика, ковка металла, эпоксидная смола и др. Вот, например, за один день сделали светильник из пластиковых трубок «Задумчивый сантехник». Интересный проект – зарядник в виде танка КВ-2, который сделан по реальным чертежам в масштабе 1:17. В прошлом году делали для Общества слепых два тактильных макета Старицкого монастыря и Нило-Столобенской пустыни, а ещё придумали настольную игру для людей с ограничениями по зрению — аналог всем известного «Сапёра» и головоломку Кубик Рубика, где на плоскости квадратиков нанесены выпуклые символы. На конкурсе «Инженерные кадры России» победил наш проект капсульного вагона для животных «Зоопарк на колёсах» или енотовоз. Команда придумала дизайн, сделала макет, наши робототехники ещё и начинили его электроникой. Пример проекта как обучающего пособия – таблица Менделеева в виде игры «Пятнашки», где все элементы перемещаются. Он завоевал второе место на Всероссийском конкурсе «Шустрики». Делали светильник из оргстекла, где ребята выгравировали символы или бренды Твери: мост, Речной вокзал и другие. Интересных проектов очень много!
Гончарное дело
— Интерес к гончарному делу проснулся много лет назад. Я нашёл мастера, который мне поставил руки. Я начинал с того, что сам делал гончарные круги. Если бы вы посмотрели на чём я начинал работать, то просто не поверили бы: на какой-то перевёрнутой табуретке с дрелью… Но эта школа жизни мне очень много дала, закалила характер. Конечно, сейчас ребята работают в других, можно сказать, идеальных условиях: мощные электрические гончарные круги, готовая глина…Хотя я их прошу глину подготовить – размять, чтобы они научились чувствовать материал.
Юрий работает мастером в нескольких гончарных мастерских, в том числе, в фонде «Добрый мир», а также проводит мастер-классы и занятия в частных школах для особенных ребят. Так что практика и опыт накопились богатые. Есть минимастерская и дома, правда, Юрий Николаевич говорит про неё так: «Всё очень просто – гончарный круг и ведро с водой».
Глину мастер не покупает, он её находит и копает сам, благо в Тверской области огромные залежи материала.
— Качество покупной глины очень колеблется. Поэтому у меня есть своё месторождение, даже два. Третье ещё нужно разведывать. Вот и пригодились знания геолога. Я её сам просеиваю, подготавливаю. Зачем же мне покупать импортную глину, тратить деньги, когда у нас её колоссальные залежи, хоть КАМАЗами вывози?! Зато если своя глина, ты знаешь, как она себя поведёт при закаливании, при разных температурах. Был печальный опыт в одной из частных школ, где закупили турецкую глину. Так изделия покрылись трещинами после высыхания, а при обжиге в печи повзрывались. А наша тверская глина не взрывается вообще. По моему убеждению, если человек считает себя керамистом, он должен сам искать и добывать, подготавливать сырьё. Надо глину заслужить, пройти путь определённый, чтобы изделия получались красивыми и качественными. Ты и расходовать её будешь иначе, относиться бережно, потому что она тебе большим трудом досталась. Я и ребят в «Добром мире» приучаю даже маленькие остатки сырья не выкидывать, а складывать в пакет до будущего занятия.
В Тверской области, по словам Юрия Николаевича, глина встречается разных цветов: чёрная, красная, белая, голубая, жёлтая…И залегает она очень мощными слоями, иногда в несколько десятков метров глубиной.
— Приехал к друзьям как-то, они строительные работы вели. Выкопали пласт жёлтой глины, а я с ней раньше не работал. Ну и всё…Где тут у вас лопата? На несколько часов они меня потеряли. Я вне зоны доступа просто. Из неё потом получились изделия очень приятного оттенка. Или пошли купаться с друзьями на озеро, а там глина на склоне…Ну, ты как керамист просто не имеешь право её игнорировать. А недавно столкнулся с чёрной глиной, которая при обжиге становится красной. Органика выгорела, образовались такие крапинки, совершенно особенная необычная текстура у изделий получилась, фактурная. Так что всё опытным путём познаётся, экспериментами.
Мастер в «Добром мире»
В фонд «Добрый мир» Юрий Турков попал, как он говорит, случайно.
— Я ехал на машине с дачи и услышал по радио объявление о наборе волонтёров и помощников в фонд «Добрый мир». Одет я был в рабочую одежду, камуфляж такой, в котором в земле копался. Ещё подумал: «Как я такой грязный заявлюсь в офис? Но решил – будь что будет. Приехал, меня встретила София Савинова, мы познакомились. Я извинился за свой вид. Объяснил, что глину копал для изделий. А она мне в ответ: «Так нам как раз такие люди и нужны!». Так вот я и стал мастером на занятиях по «Гончарному кругу».
Работа с глиной на гончарном круге, по наблюдениям Юрия Николаевича, эффективна для особенных ребят, они показывают хорошие результаты.
— Потому что задействованы обе руки, то есть работают оба полушария головного мозга. Ребята учатся чувствовать материал, при изготовлении нужна плавность движений, уравновешенность. Они эмоционально становятся более спокойными, никаких срывов не происходит, наоборот – они увлечены процессом, погружены в работу. Например, Арсен. Когда он только начинал обучение, то глину просто быстро швырял с руки на руку. Но постепенно нервозность ушла, он работает с материалом бережно, медленно. Как я настраиваю всегда ребят на занятиях – нужно успокоить глину. Им это состояние самим передаётся. У нас даже есть специальные упражнения для этого, например, «Котята», когда мы как бы гладим им спинки. У некоторых уходит скованность, движения становятся более координированными, уменьшается тремор рук.
На занятиях у Юрия Николаевича душевная атмосфера: очень доброжелательная и творческая. Сначала ребята делятся хорошими новостями, идёт настрой на позитив и созидание. Иногда звучит музыка.
Изделия ребят из «Доброго мира» закаливают в собственных двух печах, но вот установили их на территории одного из заводов, потому что нужны спецмощности для работы оборудования. Сам цикл обжига занимает 12 часов, при этом технология процесса требует постепенного повышения температуры, а потом медленного остывания. Поэтому обжиг изделий Добрых мастерских проходит по ночам, после того, как заканчивается работа на заводе.
Музыкант
В детстве по настоянию мамы Юра учился игре на фортепиано, брал частные уроки. Освоив музыкальную грамоту, захотел научиться играть на гитаре. Достиг определённого уровня. А потом как-то во Дворце детей и молодёжи услышал саксофон. Так в жизни Юрия началась новая музыкальная история. Несколько занятий по теории и практике игры на саксе были с педагогом, а затем – дело техники, как говорится, и музыкальное чутьё.
Инструмент стоил дорого, пришлось на него копить и подрабатывать. А саксофон просто брал за душу.
— Помню, как у меня был перерыв между двумя инструментами: продавал старый и покупал новый. Так я не мог дождаться, когда же у меня будет саксофон, так тяжело было.
Иногда Юрия Николаевича зовут друзья выступить, поиграть на встречах или мероприятиях. Саксофонист любит исполнять джаз, настоящий, с импровизациями. И, конечно, классику, которая у всех на слуху.
Мечта Юрия – создать на базе «Кванториума» музыкальную группу: электрогитара, бас-гитара, акустическая гитара, саксофон, клавиши, ударные. И мечта эта уже близка к осуществлению – осталось только найти ударника.
Эпилог: служение людям
Таким образом у Юрия Туркова проходят с утра до позднего вечера шесть дней в неделю, даже суббота плотно расписана занятиями. На себя остаётся только один день, хотя и он зачастую бывает занят. Например, Юрий помогает своей жене, которая работает в хосписе «Анастасия», ухаживать за больными с паллиативным статусом.
— В жизни каждого человека, по моему разумению, должен наступить такой момент, когда задаёшься вопросом: «А что дальше?». Вот есть работа, семья, профессия, достиг в ней определённых результатов…ну а потом-то что? Для себя я ответил так – помощь людям.