В течение двух месяцев специалисты «Доброго мира» проводят серию дружеских встреч в рамках мероприятия «Безграничная жизнь» в Мультимедийном историческом парке «Россия – Моя история» . С участниками Движения Первых Тверской области мы разбираем темы, посвященные воспитанию и поддержке детей с ментальными нарушениями.
София Савинова – руководитель программ «Здоровье» и «Развитие» – побеседовала с ребятами об особенностях взаимодействия с людьми с ментальными нарушениями.
В форме диалога на первой половине занятия порассуждали о том, что входит в понятие «ментальное нарушение», с какими трудностями сталкиваются особенные дети, как проходят наши занятия и что делаем мы, чтобы помочь родителю и ребенку.
“Большинство наших семинаров посвящено работе с поведенческими особенностями подопечных. Если у конкретного ребенка есть проблема с поведением и дисциплиной, нам необходимо корректировать поведение, чтобы в дальнейшем работа была комфортной, а ребята смогли успешно влиться в коллектив, найти друзей”.
Как реагировать, если в обычной жизни, в общественной транспорте или на улице, вам встречается человек с ментальным нарушением в момент поведенческого кризиса? Он кричит, ругается, стучит по сиденью, нарушает общий покой пассажиров… Участники встречи разобрались с тем, что делать в таких ситуациях.
«Реагировать стоит спокойно. Из личного опыта скажу, что не нужно кричать на ребенка, нужно дать ему время успокоиться. Если вы стали свидетелем такой ситуации, либо пройдите мимо, либо подойдите к родителю и спросите его, чем можно помочь. Родителю всегда виднее, сначала задайте вопрос ему».
София много приводила примеров из своей практики и рассказывала о ситуациях из жизни, что вызвало интерес у ребят, они включились в диалог и активно рассказывали о своем опыте взаимодействия с особенными детьми, какие виды поведенческого нарушения встречали.
“У моего брата ДЦП, мы с мамой стараемся оказывать ему разного рода помощь:
делаем поддерживающие оздоровительные процедуры, гуляем, играем. Сколько я себя помню, в процессе любой деятельности, он перевозбуждается. Начинает вскрикивать, это похоже на неожиданные вспышки радости. Мне не очень понятен этот момент. Почему он так делает? Какова причина? Поэтому хотел бы услышать ваше мнение!”
На второй половине встречи в игровой форме проходило практическое занятие, которое познакомило участников с разными способами альтернативной и дополнительной коммуникации с особенными детьми. Например, специальные методики и средства общения для людей, у которых отсутствует речь. София принесла визуальные карточки, на которых были изображены понятные всем символы, отражающие физиологические потребности: «Я хочу выпить чаю, воды, поесть макарон или поспать. Спасибо/пожалуйста».
Вместе с ребятами мы провели «тихое чаепитие» с использованием таких карточек. Один из участников спрашивал: «Чего тебе хочется сейчас?». Другие отвечали. Эта практика помогла участникам лучше осознать, как важно создать комфортную и поддерживающую атмосферу для особенных детей, где их услышат и поймут.
София подчеркнула, что ключевым моментом в работе с детьми с ментальными нарушениями является терпение и понимание. «Каждый ребенок уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому. Важно быть гибкими и готовыми пробовать разные методы», — отметила она.