ЗНАЧЕНИЕ АРТ — ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ. ПРОЕКТ «Я здесь. Я с вами. Я сам.”
Не секрет, что арт -терапия — это один из самых старинных и действенных методик восстановления эмоционального состояния человека.
Именно поэтому наряду с прикладными предметами, занятия изобразительным искусством и арт-терапевтические практики уже давно и прочно вошли в программу трудовых Мастерских нашего проекта «Я здесь. Я с вами. Я сам. Развитие важнейших жизненных компетенций (навыков) у детей и молодых взрослых с ментальными нарушениями».
Для ребят с ментальными нарушениями рисование — один из самых действенных способов снять психическое и эмоциональное напряжение ребенка, успокоить его и переключить. Тем самым арт-терапия помогает направлять эмоциональное состояние и поведение в более стабильное русло.
Наши ученики вдохновляют нас своим творчеством каждое занятие. Мы видим, как их, непонятный для нас мир, меняется. Становится более ярким, или красочным, или фигурным. Состояние детей меняется вместе с их творчеством.
Вот на прошлом занятии у нас случился просто настоящий прорыв у Егора. С самого начала занятий он не хотел включаться в процесс. Но смотрел, наблюдал.
На примере влияния терапии на Егора Анна Соколова — арт -терапевт проекта поделилась с нами своими профессиональными наблюдениями о ходе занятий:
Все дети разные, уникальные в своих особенностях. Про каждого хочется рассказать. Вот группа, в которой занимается Егор удивляет меня очень. У них уже с третьего занятия были у каждого классные подвижки.
У Егорчика была самая такая длительная адаптация — он медленно привыкал, ему была близка позиция наблюдателя. Он и сейчас в ней остается, но выходит из нее в состояние творить.
А еще он рисовал всегда только черной краской. И я не препятствовала ему в этом. Потому что моя задача развивать «самость» особенных детей. С учетом того, что у них чаще всего в жизнедеятельности присутствуют внешние команды. И они мотивацию свою как бы теряют. Потому что привыкают адаптироваться к внешним воздействиям. Своих внутренних стимулов у них почти нет.
На арт — терапии у меня задача — чтобы они могли на эти стимулы находить. Чувствовать их, понимать что они хотят и изображать это через художественные образы.
Егора на 3-тьем занятии случился порыв — он перешел к другим цветам: у него появился зеленый и оранжевый. А главное это было его желание, его внутреннее состояние.
А еще на прошлом занятии он очень много говорил. Мы занимались с трафаретами. Он всем нам рассказывал то, что он рисует через них : «Вот это паровоз, вот это листопад, как на улице, вот это грибочки»
Ну, вообще прям болтушка оказался парень! ☺️»
Шаг за шагом ребята развиваются, от занятия к занятию идут к своей «самости». Арт-терапия, шитье, вязание, лепка из глины, свечеварение, адаптивная физкультура, занятия по развитию бытовых навыков…
Поддержать ребят и помочь им расти, развиваться и искать свою «самость»:
Проект «Я здесь. Я с вами. Я сам. Развитие важнейших жизненных компетенций (навыков) у детей и молодых взрослых с ментальными нарушениями» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.