Ремесленные мастерские – это часть проекта «Потенциал» Тверского благотворительного фонда «Добрый мир». В них занимаются подростки, молодые люди и взрослые от 14 до 40 лет с ментальными нарушениями. Обучение проходит по нескольким направлениям: вязание (на машинке, крючком), шитье и лоскутное шитье, керамика, ткачество, изготовление свечей. С этого учебного года начались занятия в новой мастерской по столярному делу.
«Добрые мастерские» работают в Твери вот уже четыре года в основном на средства Фонда президентских грантов. В них на бесплатной основе обучаются ремёслам и важным социально-бытовым навыкам особенные дети и взрослые, имеющие расстройство аутистического спектра и другие ментальные отклонения (нарушение интеллектуального развития, болезнь Коэна, синдром Дауна, ДЦП и другие генетические заболевания и т.д.). Подавляющее большинство этих людей вынужденно живут в изоляции, они лишены возможности качественного и доступного обучения, интеграции в общество; они полностью находятся на попечении родителей и семей, у которых рано или поздно наступает усталость и опустошённость. По сути, ситуация становится тупиковой.
— Наши мастерские – это этап подготовки к трудовой деятельности людей с ментальными нарушениями. Ведь многие из них могут работать и не просто могут, а хотят быть полезными и важными для жизни общества. Главная цель самого проекта в целом и трудовых мастерских» и одна из миссий «Доброго мира» — помочь особенным детям и молодым людям адаптироваться к вызовам современного социума, учиться самостоятельности и основам коммуникации, развивать творческие способности, гармонизировать отношения в семье, улучшать эмоционально-психологическое состояние, пройти профдиагностику для потенциального трудоустройства, — рассказывает Екатерина Самсонова, директор БФ «Добрый мир».
Новое ремесло — столярное дело – подопечные фонда осваивают на базе мастерской “Саморез” под руководством мастера Юркова Кирилла, резчика по дереву.
— Взаимодействие с ребятами приносит большую радость. Это возможность самому развиваться и помогать моим ученикам осваивать навыки, необходимые в дальнейшей жизни: забить гвоздь, поработать шуруповертом, зашкурить изделие, обработать его лаком и т.д. Мы планируем на занятиях научиться делать различные полезные в быту вещи, кухонную утварь, органайзеры. А каких игрушек у нас только нет: «колотушка», «вечный календарь», «ёжик», «стучалка» для двери… Нас ждет много интересного!, – рассказывает Кирилл.- Сейчас мои юные «подмастерья» учатся делать деревянную карандашницу – «котика». Далее по плану – освоение изготовления мыльницы и салфетницы».
В рамках проекта «Потенциал» специалисты фонда также ведут большую работу с семьями, где воспитывают детей с ментальными нарушениями: родители и другие родственники получают психологическую поддержку, посещают обучающие семинары и занятия по арт-терапии, осваивают для себя новые виды хобби. Всё это позволяет преодолеть проблему «эмоционального выгорания», а также у родителей появляется понимание, в каком направлении двигаться дальше и как помочь своему особенному ребёнку. Помимо обучения труду и ремёслам, для ребят также проводят занятия по социально-бытовыми навыками, ИЗО, Арт-терапия, АФК (адаптивная физкультура). Таким образом, в тверском регионе на сегодняшний день это единственный комплексный профессиональный проект такого масштаба.
В «Добром мире» работает профессиональная экспертная команда педагогов, психологов, методистов, дефектологов. Мастера и их помощники-тьюторы в своей работе используют комплексный мотивирующий подход, учитывают индивидуальные особенности своих учеников, адаптируя занятия под их потребности и возможности. Помимо собственно обучения в мастерских, дети и взрослые – подопечные фонда — принимают участие в различных мероприятиях: концертах, экскурсиях, фестивалях и т.п.
— Мы накопили колоссальную базу данных по каждому ребёнку и взрослому – подопечному фонда, у нас большой опыт работы с особенными детьми. Поэтому наши эксперты разработали уникальный программный продукт – ПО «Потенциал», позволяющий проводит диагностику ребёнка, прогнозировать процент овладения навыками, мониторить и оценивать динамику обучения, то есть социальную эффективность. Далее, с учётом новых вводных, происходит корректировка индивидуального маршрута по направлению «от простого к сложному» и методики преподавания, — рассказывает руководитель программ БФ «Добрый мир» София Савинова.
Если у вас есть дети с ментальными нарушениям, вы нуждаетесь в помощи по их обучению и поддержке и хотите, чтобы ребёнок посещал занятия в «Добрых мастерских», позвоните по тел.: (4822) 47-59-14.